Посмотреть бы Стимпанк и дизельпанк: фантастические мультфильмы и аниме Чем отличается стимпанк от дизельпанка Цивилизация в стимпанк-мире в совершенстве освоила механику, все машины работают на паровой тяге. Как и любой другой поджанр научной фантастики, стимпанк пытается смоделировать альтернативный вариант будущего, «что было бы если...». В данном случае, развитие общества и технологий остановилось на этапе первых технических революций второй половины XIX века. Тем не менее, несмотря на техническую направленность жанра, стимпанк не исключает присутствия определенной доли элементов фэнтези. Если говорить об особенностях стимпанк-мира, можно выделить следующее: технологии основаны на принципах механики, паровые машины достигли высокой степени развития, вся техника работает на паровой тяге. Роботы и другие непонятные механизмы, созданные из клепанного металла, множества труб, деревянные и кожаные детали гармонично сочетаются с металлом. Приборы и машины украшает большое количество нефункциональных деталей. Внешний вид техники, антураж и костюмы соответствуют стилистике викторианской Англии. Урбанистический пейзаж времен промышленной революции, немного утрированный, усиленный мрачной атмосферой. Персонажи произведений стимпанка: безумные ученые и инженеры, преступники и маньяки, детективы, отважные путешественники, агенты тайной полиции, шпионы, революционеры, растленные аристократы, капиталисты-промышленники, проститутки, мальчишки-беспризорники. Атрибутика: паровые двигатели, шестерни, механические автоматы, дирижабли, паровозы, цилиндры, корсеты, гогглы (защитные очки, использующиеся ранее при сварочных работах). Дизельпанк Если стимпанк построен вокруг пара и парового двигателя, то дизельпанк — вокруг двигателя внутреннего сгорания и бензина. Про него говорят, что это «стимпанк для тех, кому недостаточно грязи». Действительно, сложно представить дизельпанковскую вселенную не задымленную и не перепачканную в бензине, саже и машинном масле. Жанр появился чуть позднее стимпанка. Кто-то выделяет его как подвид стимпанка, кто-то считают, что жанры автономны. Тем не менее, факт остается фактом: дизельпанк появился позднее, и его мир базируется на технологиях 20-50-х годов ХХ века (Первая и Вторая мировая война). Атрибутика: двигатель внутреннего сгорания, футуристические бензиновые самоходные аппараты, противогаз, кожаный плащ, огнемет, классическая армейская каска времен первой и второй мировой, танковый (или кожаный мотоциклетный) шлем. В дизельпанке тоже используют гогглы, но попроще. В одежде преобладает кожа. Фильмы 1. «Стимбой» (2004) Кацухиро Отомо 2. «Метрополис» (2001) Ринтаро 3. «Аврил и поддельный мир» (2015) Кристиан Димар 4. «Воспоминания о будущем: Пушечное мясо» (1995) Кацухиро Отомо 5. «Гениальная вечеринка: Tojin Kit» (2008) Танака Тацуюки 6. «Загадочные географические исследования Джаспера Морелло» (2005) Энтони Лукас 7. «Господин Иллюминатор» (2013) Лоран Уитц 8. «Аниматрица: Детективная история» (2003) Ватанабэ Синъитиро 9. «Ходячий замок» (2004) Хаяо Миядзаки 10.«Небесный замок Лапута» (1986) Хаяо Миядзаки 6. «Ходячий замок Хаула», 1. «Стимбой» (2004) Кацухиро Отомо Потрясающее стимпанк-аниме. Кацухиро Отомо, создатель прославленного аниме «Акира» и сценарист «Метрополиса», создал чистый и незамутненный образец жанра. Ни слова об атмосфере, «элементах» и отдельных образцах техники. «Стимбой» включает все, на чем стоит представление о стимпанке. Место действия — Лондон, время — XIX век. Герои — изобретатели, создавшие исполинскую ходячую крепость и чудо-двигатель. Машины — исключительно паровые. И даже унаследованный от киберпанка социальный посыл в «Стимбое» заметен. Техника, созданная во имя науки, оказывается интереснее всего торговцам оружием. Может быть, прав безумный старик, предлагающий уничтожить это чудо прогресса. 2. «Метрополис» (2001) Ринтаро Это необычное аниме соединяет эстетику стимпанка, сюжет в духе киберпанка и антиутопический мир. «Метрополис» назван в честь классического немого фильма Фрица Ланга, но позаимствовал у него только образ гигантского города и тему революции. Сам сценарий, написанный Кацухиро Отомо, полностью оригинален. Он рассказывает о ретрофутуристическом городе, в котором богачи жестоко эксплуатируют роботов и бедняков. Традиционная для киберпанка тема восстания машин переплетается с темой революции вообще и смотрится совершенно иначе, когда мятежники одеты почти как рабочие в царской России. «Метрополис» необычен ещё и тем, что с виду мало похож на аниме. Стиль, в котором поработал режиссёр Ринтаро, типичен скорее для европейской анимации. 3. «Аврил и поддельный мир» (2015) Кристиан Димар Французский приключенческий мультфильм в стилистике стимпанка и дизельпанка, основанный на графических романах Жака Тарди. 1941 год. Во Франции правит Наполеон VI и паровые технологии, потому что уже на протяжении многих лет во всем мире пропадают выдающиеся ученые, и электричество так и не было открыто. Когда Аврил была маленькой, ее родители пытались получить эликсир бессмертия, но тоже исчезли таинственным образом. От семьи у девушки остался только говорящий кот, и с тех пор она пытается воссоздать тот эликсир. 4. «Воспоминания о будущем: Пушечное мясо» (1995) Кацухиро Отомо Сатирическое аниме на милитаризм в жанре дизельпанк, рассказывающая про город, вся жизнь которого посвящена стрельбе из циклопических пушек. Интроспектива современных войн разворачивается под грохот пушек и незадачливые события, происходящие с главным героем. Режиссер фильма рисует антиутопическое общество в духе Замятина или Платонова. Милитаризмом здесь пропитано все: от телевидения до детских рисунков — такое общество не может существовать вечно, человек обязан преодолеть его, сначала внутри себя, а затем, если сможет, и извне. 5. «Гениальная вечеринка: Tojin Kit» (2008) Танака Тацуюки Аниме в стиле стимпанк. Фантастический сюжет и прекрасная реализация в плане реалистичности мультипликации. История о молодой девушке, которая собирает игрушки с ошибкой, позволяющей им оживать. В конечном счете соседи докладывают властям о ее созданиях, и те являются, чтобы их уничтожить. 6. «Загадочные географические исследования Джаспера Морелло» (2005) Энтони Лукас Фантастический мультфильм в стиле стимпанк о воздушном навигаторе Джаспере Морелло, отправившемся на необитаемый остров и нашедшем там лекарство от легочной чумы, поразившей цивилизацию будущего. Герои и предметы мультфильма изображены в виде черных силуэтов на светлом фоне, без детализации, их движения угловаты и неестественны, а мир будущего техничен и заставляет вспомнить о фантастике времен Жюля Верна. Объемный фон и плоские фигурки создают интересный стилистический эффект в духе «театра теней». Сейчас не так много подобных авторских работ. Несомненно, художественное решение, которое нашел режиссер, оказалось весьма удачным: мультфильм похож на ожившую иллюстрацию к старой фантастической книге. 7. «Господин Иллюминатор» (2013) Лоран Уитц Фильм из жизни одинокого механического холостяка в стимпанк-вселенной. Господин Иллюминатор живет в абсурдном механизированном мире в квартире в которой много книг и картин, а на балконе растут механические цветы. Он носит большие круглые очки и имеет привычку часто щелкать тумблером, включая и выключая свет. Иллюминатор постоянно наблюдает из своего окна за маленьким бродячим механическим щенком, живущим в картонной коробке, у мусорного контейнера... 8. «Аниматрица: Детективная история» (2003) Ватанабэ Синъитиро Нуар-дизельпанк. Очень странная история, если знать основные принципы Матрицы. Все начинается со сцены в поезде. Человек, одетый в духе детективных нуар-романов, в мятом плаще и без шляпы, прикуривает сигарету, направляя на кого-то пистолет. Этот человек — мистер Эш, частный детектив. Далее следует предыстория. Эш живет в городе, похожем на Чикаго 20-х годов (с элементами ретрофутуризма (дизельпанк) — персональный компьютер с ламповым монитором и клавиатурой от печатной машинки и т. п.), занимается частными расследованиями, и, как оказывается, это все ему порядком надоело. Однажды в его квартире звонит телефон и человек на другом конце провода предлагает ему работу — найти некоего хакера по имени Тринити... 9. «Ходячий замок» (2004) Хаяо Миядзаки В России аниме Хаяо Миядзаки считают образцом японской культуры, но в Японии он слывет тем еще «западником». Его знаменитейший «Ходячий замок», к примеру, поставлен по одноименной книге англичанки Дианы Уинн Джонс. Но, хотя по части сюжета экранизация вышла почти точной, книга со стимпанком связана очень слабо. Это именно Миядзаки решил сделать акцент на винтажной эстетике, одежде и технике викторианской эпохи. И замок в его изображении стал больше похож на сложную машину, а не чудо волшебства. Из сплава запада и востока, стимпанка и фэнтези родилась роскошная история о мире, где магия не просто сосуществует с техникой, а неотделима от нее. Да, «Ходячий замок» — не стопроцентный стимпанк, но его роль для жанра огромна. Тысячи людей именно благодаря ему заинтересовались ретро-фантастикой, да и аниме заодно. 10.«Небесный замок Лапута» (1986) Хаяо Миядзаки Одна из первых работ великого Хаяо Миядзаки до сих пор впечатляет, причем не только картинкой, но и сюжетом, и постановкой. Какой еще фильм начинается с того, что главная героиня падает с дирижабля? А впереди ее ждут воздушные пираты, смертоносные, но добрые внутри роботы, погони на локомотивах и аэропланах. И, конечно, летающий город Лапута — вершина стимпанковских технологий. В отличие от волшебного «Ходячего замка», «Лапута» — более «правильный» стимпанк. В нем совсем мало волшебства — разве что камни левитации, да и те можно при желании списать на неоткрытый минерал. Чудеса в «Лапуте» создаются руками людей, как и подобает фильму об эпохе, когда все беззаветно верили в прогресс. Материал подготовлен сообществом @arttraffic2

Теги других блогов: стимпанк фантастика дизельпанк